ЦП Автоматизированные системы управления и промышленная безопасность

БК Автоматизированные системы управления и кибернетика

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Переключение света фар: ближний/ дальний

E-mail Печать PDF

Простое автоматическое устройство, которое включает фары через 10-15 секунд после включения зажигания, и выключает их через 5-10 минут после выключения зажигания. 
Первая малая задержка нужна чтобы не нагружать аккумулятор лишним током при запуске двигателя, накачке бензина в инжектор. 
Вторая большая задержка нужна чтобы фары не выключались при кратковременных остановках, например, на заправку. 
В основе схемы микросхема К561ЛА7 причём вместо нее можно использовать и её аналог К561ЛЕ5. Поскольку все элементы используются только как инверторы никакого значения логика входов не имеет. 
Интервалы времени задаются путём ----разрядки конденсатора С1 Здесь необычно для таких схем применён конденсатор большой ёмкости.Сделано это чтобы можно было использовать в RC-цепи резисторы относительно низкого сопротивления, а сама время-задающая цепь работала на относительно высоких токах. 
Это имеет вжное значение при работе в автомобиле,где как температура, так влажность может меняться в широких пределах. 
Более привычная RC-цепь с мегаомными резисторами может попросту залипнуть из-за того что ток утечки будет больше тока зарядки. В данном случае это вряд ли возможна. 
и так, в исходном состоянии С1 разряжен. 
Напряжение на входах D1.1=лог.0. 
Так же и на выходе D1.4. Транзистор VT1 закрыт, реле К1 выключено. 
Фары не горят.


При включении зажигания на анод VD1 поступает напряжение от замка зажигания. 
Конденсатор С1 заряжается через R2. 
Напряжение на С1 плавно поднимается и в какой-то момент достигает порога логического элемента D1. В этот момент на выходе D1.4 появляется лог.1, VT1 открывается, реле К1 своими контактами включает фары. Время задержки включения фар после включения зажигания зависит от сопротивления R2. Величина R2 уточняется при налаживании схемы. 
После выключения двигателя диодVD1 закрывается нулевым напряжением на выходе замка зажигания. Конденсатор С1 начинает разряжаться через R2+R1. Сопротивление R1 относительно высоко, поэтому на разрядку С1 до логического порога уходит по времени 5-10 минут. После того как порог будет достигнут, на выходе D1.4 устанавливается ноль. Реле К1 выключает фары. 
Время задержки выключения фар зависит от сопротивления R1. 
Величена R1 уточняется при налаживании. 
По питанию Схема подключается к аккумулятору, то есть, к не выключаемой цепи питания. 
анод диода VD1 подключают к выходу замка зажигания, к тому контакту с которого напряжение поступает на систему зажигания или на точку включения инжектора. Не путайте с клеммой стартера, так как в этом случае схема работать не будет,-фары либо вообще не включатся, либо выключатся после пуска ДВС. 
Почти всё (кроме реле) монтируется на одной простой печатной плате. Микросхему К561ЛА7 можно заменить на К561ЛЕ5 или аналогом импортным ( CD4001, CD4011) Реле К1 - стандартное реле звукового сигнала машин ВАЗ . 
Замыкающие контакты реле необходимо подключить согласно электросхеме автомобиля, так что бы они включали фары ближнего света. 
Диоды можно заменить практически любыми кремниевыми общего назначения например КД521,КД105,1N4148. 
Транзистор VT1 -КТ815 или КТ817, КТ604. 
Все конденсаторы должны быть на напряжение не ниже 16v но лучше на 25v. 
Налаживание схемы. 
Подбором сопротивления R2 устанавливаем величину задержки включения фар после включения зажигания. 
Подбором сопротивленияR1 устанавливаем величину задержки выключения фар после выключения зажигания.

 

 

Радиоконструктор 2010 №11 
стр. 45 
Автор : Максимов С.И.

Источник: http://aes.at.ua/publ/avtomaticheskij_vykljuchatel_blizhnego_sveta_far/11-1-0-350

 

 

Поиск по сайту

Голосование

Какую среду программирования вы используете чаще всего?
 

Посетители


Регистрация / Вход