19. Проблема истины и ее критерия

22.05.2011 10:59 Александр
Печать

19. Проблема истины и ее критерия.

Имеются разные понимания И. Классическая концепция И.: И.-соответствие знаний действительности. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном, Аристотелем. Классическое понимание И. разделяли Аквинский, Гольбах, Гегель, Фейербах, Маркс и многие философы 20 в.

Современная трактовка И., которую разделяют большинство философов:

1. понятие действительность трактуется как объективная реальность

2. в действительность входит и субъективная действительность, познается отражается в И. и субъективная реальность

3. познание, его результат – И., а также сам объект понимаются как неразрывные, связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой. Объект задается через практику, И. воспроизводима на практике.

Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящая познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее.

Конкретность истины – один из основных принципов диалектического подхода к познанию – предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так, истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т. д., в которых они сформулированы. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах. И. имеет три аспекта: бытийственный (фиксация в И. бытия); аксиологический (состоит в тесной связи со смыслом жизни, с ее ценностью для всей в т. ч. практической деятельности человека); праксеологический (демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой).

Формы И.: 1. по характеру отражаемого предмета

предметная (формируется информацией идущей от мат. систем) • экзистенциальная (от дух. сис-м)

• концептуальная; • операциональная (средства познания)

2. по специфике познават. деятельности

научная-обыденная; • нравственная и пр.

3. • относительная (не полное знание о предмете) • абсолютная (полное исчерпывающее знание о предмете)

Понятие конечной или неизменной истины – призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере.Истина поэтому относительна, она отражает объект не полностью, не целиком. А в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей. К абсолютным истинам относятся установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т. п.

Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверностью, не встречают более доказательных возражений. Иными словами, абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении – в смысле завершенности охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления. Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается вокруг солнца» и т. п. Абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины есть процесс наращивания моментов абсолютного. Но новые научные истины вовсе не сбрасывают «под откос истории» своих предшественников, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин. Прежняя теория истолковывается в составе новой как её частный случай.

Диалектика противопоставляет релятивизму и догматизму такую трактовку И., в которой воедино связывают абсолютность и относительность, устойчивость и изменчивость.

* Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины – «квадрат имеет четыре стороны». Очевидность ощущаемого и мысленного играет не последнюю роль в установлении истины, но не может, однако, служить единственным её критерием.

* Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако ещё Демокрит заметил, что вопрос об истинности не разрешается большинством голосов.

* Существует в некоторых философских системах такой критерий истины, как принцип прагматизма, определяющий значение истины её практической полезностью. Истинные идеи – это те, которые успешно «работают».

* Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Конечно, нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление знания. «Атом неделим» (Демокрит) – истина это или заблуждение? В течение многих веков это считалось истиной, и практика подтверждала это. С точки зрения, например, античной практики (вплоть до конца 19 в.) атом действительно был неделим, так же как в настоящее время он делим, а вот элементарные частицы пока остаются неделимыми. Таков уровень современной практики.

 

Однако сама практика постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причем на основе развития именно научного познания. Практика многогранна – от эмпирического жизненного опыта до строжайшего научного эксперимента